ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА - RESEARCH OF THE MODERN WORLD'S CULTURE
CULTURA... DE TE FABULA NARRATUR
March 03, 2007
Egypt: Ancient and New (by Anna Pronkina) – Египет: древний и новый (Анна Пронькина)
В наш динамичный, достаточно прагматичный, век слово «путешествие» в большинстве случаев ассоциируется с комфортом, качественным отдыхом, количеством звезд и … морем. Даже путешествие в одну из колыбелей человеческой цивилизации – Египет – не исключение. Однако еще находятся те, кто стремится в это удивительное место за «неповторимыми впечатлениями» и «непередаваемыми ощущениями» (как нынче модно выражаться). Они не понаслышке знают о тайнах пирамид, завораживающих, и вместе с тем пугающих, проклятьях, о величественных Лук-соре, Карнаке, Абу-Симбеле, загадках и чарующих поцелуях Сфинкса, плодородии Нила и о Каи-ре – городе контрастов, и как завороженные спешат при первой возможности прикоснуться к та-кой реальной и одновременно недосягаемой вечности.
Поддавшись искушению осуществить одно из заветных мечтаний я, наконец, отважилась на это путешествие, хотя вернее сказать, паломничество к святым, для моего сердца, местам. Описывать исторически известные факты или делать туристические заметки нет никакого смысла (о них повествуют тысячи различных книг или сайтов электронной паутины), а вот излагать лич-ные впечатления и переживания все-таки очень индивидуальная, неповторимая, и в то же время, интересная затея.
Сказать, что все было хорошо – ни сказать ничего, это было восхитительно. Ощущение ве-личественной монументальности египетской цивилизации пришло еще в самолете. При первом взгляде на бескрайнюю пустыню, непокоренную природную стихию песчаного ветра, и четко раз-личаемые оазисы-города и поселки, сотворенные тяжелым трудом и изысканной выдумкой чело-веческого разума, захватывает дух. Геометрические фигуры, фантастические цветы, символы Египта сменяются перед глазами с беспорядочной хаотичностью (неужели можно даже в процес-се проектирования простых жилых объектов проявить столько национальной индивидуальности, оригинальности и искусности!). То же впечатление оставалось и от всех перемещений внутри страны.
Хотя не хотелось упоминать о благоденствии настоящего «капиталистического» отдыха, невозможно умолчать о прекрасном подводном царстве Красного моря и о песчаном бездорожье пустыни. Не являясь ни профессиональным дайвингистом, ни вообще любителем морского экс-трима, я не смогла устоять перед возможностью окунуться в волшебный морской театр с подмо-стками-кораллами и великолепными актерами-рыбками. Обещала описывать свои ощущения, но, поверьте, в данном случае это просто невозможно (как говориться «Это надо увидеть своими гла-зами!»). Что же касается путешествию по песчаному бездорожью, то здесь я, к большому удивле-нию, оседлала не малыша-верблюда, а большущий квадрацикл и уже хотела попрощаться с зем-ной жизнью (так как никогда в жизни не приходилось управлять ни мотоциклом, ни машиной), но к счастью обучиться покорению пустыни с помощью этого транспортного средства оказалось де-лом простым и даже увлекательным. Сам процесс передвижения, конечно, заслуживал бы боль-шого внимания (пустыня, песчаный ветер, едва различимые горы, закат, а затем кромешная тьма с романтикой встречных фонарей и еле видимых участников каравана), если бы ни конечная цель путешествия (о ней нас никто ни предупреждал), которая, к восторгу и удивлению всех путников, заключалась в посещении «Райского уголка» (я бы, правда, назвала это египетским Дисней-Лэндом). Встречающая на пороге мумия очень тактично, с легким русским акцентом, пригласила присоединиться к ее одинокому существованию и, пройдя по длинным коридорам, наша группа очутилась … в сказке для настоящего искателя приключений: миниатюрные копии пирамид (вы-сотой примерно с 3-хэтажный дом), Сфинкса, золотой маски Тутанхамона, храмов в Карнаке, Луксоре, Абу-Симбеле и другие египетские диковины предстали нашему взору во всем своем ве-ликолепии. Позволив оглядеть все местные достопримечательности, мумия предложила присое-диниться к празднику в стиле «1001 ночи»: арабская музыка, танцы, изысканные благовония, пря-ности, тонкий вкус чайных напитков, струящийся аромат кальяна – все заставляло поверить, что приобщение к местной культуре случилось вполне органично и подготовлено.
Ну, и, конечно, центральное место моего повествования занимает великое чудо света, рас-положившееся недалеко от Каира.
Каир, как нам и рассказывал восхитительный гид (что довольно нечасто бывает), оказался городом контрастов: с одной стороны, Нил, Гиза, множество архитектурных строений с намеком на большое культурное значение и национальный колорит, а с другой – несуразность планировки, обилие странных для русского человека построек, горы мусора (прямо средневековый Париж) и все блага цивилизации.
Никогда в жизни я не слышала, чтобы о своей Родине и своем народе говорили так объек-тивно и с такой иронией, показывая не только бесспорно величие, но и ту червоточину, которая, увы, присуща всем человеческим сообществам.
Конечно, понимая динамичность развития современного Египта и стремление египтян не отставать от всей планеты, я все же была обескуражена тем, что именуется Нилом. Более стран-ного чувства я не ощущала. Яхта была очень красива, но для погружение в чарующий мир древ-ности больше подошла бы обычная деревянная лодка, но, да Бог с ней. Берега реки были очень живописны, но излишне индустриальны, что заставило кардинально изменить устоявшееся пред-ставление о древнейшей культуре и принять во внимание то обстоятельство, что жизнь идет и ни-что не стоит на месте. Покровительство первородных Осириса и Исиды сменил научно-технический прогресс, который хотя и влияет на общую картину восприятия, но все-таки не вы-тесняет того, что было дорого моему сердцу в этой культуре.
Гиза. И сердце замирает. Перед глазами пирамида Хафра. И вот он момент истины – мо-мент прикосновения к вечной уходящей дороге в иное бытие, к поверхности, древней как сама Вселенная. Ощущение не передать, столько чувств, эмоций, переживаний, кажется что ты – пут-ник, ищущий пристанища и, наконец, его нашедший. В каждом кусочке этого места – пылает все-ленский, космический огонь, смерть и воскрешение, сущность человеческая и сущность божест-венная.
Еще несколько километров и вот оно чудо – все три великие пирамиды выстроились в ровную линию и заняли собой все пространство: временное общественное и временное индивиду-альное. Все смешалось, но удивлениям еще не было конца.
Вот он гордый, томный, одновременно прямолинейный и лукавый взгляд таких знакомых (по репродукциям) глаз. Сфинкс… Великие пирамиды… Развалины храмов… И снова Сфинкс. Получеловек – полуживотное, то ли мистическая львица, то ли завораживающий мужчина-фараон, который может посвятить тебя в свое тайное знание – умение загадывать загадки и ис-полнять сокровенные желания. Всего лишь один поцелуй и он откроет тебе его. Как не поддаться такому соблазну, как устоять… Может быть, ничего особенно в тот момент не произошло, но все обаяние древности и такая сладость прикосновения к вечности запомнятся мне на всю земную жизнь. Сладость, переходящая в ожидание новой встречи, новых эмоций, новых стремлений к но-вому прикосновению, прикосновению к вечности.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment