April 15, 2007

Museum in a Context of the Modern Information-Education Environment -- Музей в контексте современной информационно-образовательной среды

Жизненное пространство человека второй половины XX - начала XXI века колоссально расширилось во многом благодаря компьютерным и информационным технологиям. Цифровые технологии позволили проникнуть вглубь материи и увидеть и смоделировать ее структуру до элементарных частиц. Они также позволили проникнуть в отдаленные уголки галактик и зафиксировать происходящие там процессы. Физическое пространство больше не имеет границ. Мироздание постоянно «расширяется» по мере совершенствования технологии, заставляя человека постоянно изменять свои представления об окружающем мире. Утрачивает границы не только физическое пространство, но и пространство коммуникации. Вопросы, которые занимают сегодня научное сообщество, профессионально исследующее роль и место технологии и техники в жизни человека связаны с интерфейсом взаимодействия человека и новых технологий, таких как виртуальная реальность, биотехнологии (клонирование, киборгизация), нанотехнологии, а также с психологическими, философскими и культурными последствиями стирания границ между понятиями человек и машина, иллюзия и реальность. Культурная эволюция преодолевает еще одну волну – волну обратного слияния, но теперь это не слияние с природным миром, а с миром техники, которое имеет шансы быть реализованным. Для этого современные информационные технологии имеют значительно больший потенциал, чем технологии, например, XVIII-XIX веков, которые только подчеркивали непреодолимые границы между миром человека и природы и миром техники.
Гиперскоростное развитие технологий заставляет изменяться и информационно-образовательную среду человека. Современная информационно-образовательная среда характеризуется следующими особенностями:
1. Образование перестает быть конечным процессом.
Развитие информационного общества с постоянно изменяющимися содержанием и структурой интерпретации информации приводит к изменению концепции высшего образования, которое уже сейчас становится профессиональным образованием, продолжающимся в течение всей активной жизни человека.
2. Образование перестает быть линейно-конвейерным процессом.
Современная информационно-коммуникационная среда позволяет достичь невозможных в условиях традиционного массового (аудиторного) образования индивидуализации процесса образования и ориентации на специфические потребности обучающегося.
3. Образование перестает быть пространственно-локализованным.
Упорядоченность и структурированность образования в традиционном смысле уходят в прошлое: оно происходит в постоянно изменяющихся группах или индивидуально, иногда без наличия преподавателя или без прямого контакта с ним, дома, в поезде, в самолете, в машине, на рабочем месте и, все реже, в учебной аудитории.
Самым значительным изменением в образовательной сфере, связанным с информационными технологиями и потенциал которого еще не оценен в нашей стране, становится дистанционное обучение. За рубежом постоянно растущее число вновь созданных и уже существующих вузов предлагают курсы обучения через Интернет. Программы дистанционного обучения используют весь арсенал информационных технологий, позволяющий обмениваться текстовой, графической, аудио и видео информацией. В некоторых случаях программы дистанционного обучения полностью исключают личный контакт, требующий физического присутствия, что вызывает опасения разного рода начиная с многочисленных способов обмана в процессе обучения до опасности утраты такой культурной формы как прямое человеческое общение лицом к лицу.
4. Изменяется организационно-методическая среда образования.
Информационно-коммуникационные технологии не только изменяют способы, с помощью которых преподаватели общаются друг с другом и со студентами, но и сами учреждения образования, которые начали активно экспериментировать с различными способами использования киберпространства для обеспечения процесса образования от онлайновой публикации программ, материалов учебных курсов, ссылок и электронных ресурсов до таких сложных методик как разработка онлайн-проектов, предусматривающих создание интерактивных веб-сайтов.
Музей является одновременно и физическим пространством и пространством коммуникации. Коммуникационный аспект в контексте современной информационно-образовательной среды обладает наибольшим потенциалом развития. Музей сегодня перестает быть просто хранилищем ценностей, артефактов и редкостей, имеющим и информационно-образовательную функцию среди всех прочих, музей становится частью активно изменяющейся современной иформационно-образовательной среды (см. выше). Образовательная составляющая музейной практики становится все более и более важной в деятельности музеев, так как при использовании информационных технологий акт коммуникации начинает обладать большей интерактивностью и эффективностью (т.е. измеряемостью) в силу «принудительного» и осознанного выделения из общей технологической структуры коммуникации в качестве независимой функции. Сегодня проблемой музея как информационно-образовательной среды и соответственно проблемой внедрения новых технологий в музейную практику занимаются как отечественные (Кощеева Е.Л., Никишин Н.А., Лебедев А.В., Лошак Ю.М., Селиванов Н.Л.), так и зарубежные исследователи (Р. Стронг, Р. Джексон, Т. Моритц, М. Уоллес, В. Кастеллано, Э. Орна, Р. Мэйсон). Несмотря на быстрое развитие и, соответственно, удешевление информационных технологий, проблемы их внедрения в отечественную музейную практику остаются такими же, которые в конце XX столетия указывались канадскими экспертами, проводившими исследование использования информационных технологий в канадских музеях: отсутствие доступного и качественного оборудования и программного обеспечения; отсутствие компьютерной грамотности и возможности обучить персонал использованию информационных технологий; отсутствие доступа к Интернет; недостаток бюджетных средств. Думается, что в сегодняшней ситуации эти проблемы могут быть решены путем привлечения как дополнительных государственных, так и частных средств. Нерешенность этих проблем указывает на главную причину: персонал музеев большей частью продолжает мыслить и функционировать в устаревшей парадигме информационно-коммуникативной среды основанной на линейно-конвейерном принципе менеджмента. В связи с этим как никогда актуально звучит дефиниция Т.М. Пчелянской, определяющая музейные коллекции и экспозиции не только как витрину минувшего, но и как отправную точку нового мышления.
Исследования отечественных авторов по применению информационных технологий в музейной практике, в основном, затрагивают третью и четвертую особенности современной информационно-образовательной среды, указанные выше и связанные с пространственной локализацией и изменением организационно-методической среды музея как института образования. В этой связи представляет интерес пример виртуального музея «Московский Колосс», созданного Н.Л. Селивановым, в рамках которого была преодолена пространственная локализация, памятники представлены в целостном историко-культурном контексте, как система из трех взаимосвязанных окон для визуальных материалов, авторской концепции и для устной истории, сопровождающей каждый объект. По мнению Н.Л. Селиванова информационные технологии позволяют будущим музееведам (кураторам и искусствоведам) проектно мыслить, интерпретировать, работать с информационными ресурсами, строить коммуникационные структуры , т.е. эффективно изменять и улучшать организационно-методическую информационно-образовательную среду музея. Информационные технологии повышают доступность музейного материала и дают возможность зрителям (учащимся, студентам) делать свои собственные интерпретации, позволяют более полно представить музейный объект в синхронно-временном формате, установить каналы коммуникации с другими музеями и организациями, имеющими дополнительные материалы или информацию об исследуемых объектах или проблемах. Современная информационно-образовательная среда позволяет «не закрывать» музей на ночь и выходные дни: виртуальный музей открыт постоянно, что позволяет пользователям получать информацию в привычных и/или доступных для них временных промежутках и таким образом индивидуализировать образовательный процесс. Коммуникация с использованием информационных технологий также становится более индивидуализированной и информативной, так как предоставляет возможность пользователю задать специфический вопрос конкретному специалисту, а не просто экскурсоводу, что не всегда возможно в процессе посещения реального музея. Виртуальный музей, в отличие от реального музея, может предоставить посетителю принципиально новый опыт. Например, центр "Русский музей: виртуальный филиал" позволяет совершить путешествие в виртуальную картину - переход из одной картины в другую, включающий специально сконструированное трехмерное пространство, основанное на сюжетах обеих картин. Путешествие в картину позволяет стать непосредственным "участником событий". Возможности, предоставляемые информационными технологиями в сфере оцифровывания и моделирования музейных предметов позволяют решать образовательные исследовательские задачи на другом уровне: исследователь (учащийся, студент) может детально рассмотреть предмет во всех плоскостях, пристально изучить его детали, а иногда проникнуть внутрь предмета, что практически невозможно для обычного посетителя музея. Несмотря на открываемые цифровыми технологиями возможности, нельзя не согласиться с мнением Н.А. Никишина, который отмечает, что с помощью этих технологий невозможно воссоздать торжественную атмосферу музейного зала, передать особую ауру подлинного музейного предмета.
Таким образом, можно сделать вывод, что вхождение музея в современную информационно-образовательную среду не означает замены реального музея его виртуальной копией или тотального оцифровывания всех музейных экспозиций. Речь идет о создании принципиального нового образовательно-коммуникационного комплекса, в котором реальная (физическая) компонента взаимодополняется виртуальной (цифровой) компонентой и который служит общей цели приобщения к ценностям культуры и их индивидуального переживания.
Опубликовано: "Собор лиц" Сборник статей /Под ред М.Б.Пиотровского и А.А.Никоновой. - СПб, 2006. Из-во СПб университета.
© Соловьев А.В., 2007

No comments: