Традиционно считается, что вопросы кросс-культурной коммуникации связаны с процессом глобализации, т.е. процессом начавшимся во второй половине ХХ века. Однако вопросы взаимоотношений представителей разных культур занимали человечество во все времена, а точнее, с тех пор как первые племена столкнулись с друг другом на охотничьих тропах. Каждое из них жило своей жизнью, то есть своей культурой. Ле Гофф в «Цивилизации Средневекового запада» упоминает Сальвиана, монаха с острова Лерен, называвшего себя «священником из Марселя», который около 440 г. написал трактат «О божественном управлении». В трактате Сальвиан проводит потрясающее кросс-культурное сравнение римлян и варваров, указывая, насколько важно понимать культурные особенности представителей других народов и, видимо, догадываясь, что те же этические категории могут иметь различное значение в разных культурах:
«Саксонские люди жестоки, франки коварны, гепиды безжалостны, гунны бесстыдны. Но столь ли предосудительны их пороки, как наши? Столь ли преступно бесстыдство гуннов, как наше? Заслуживает ли коварство франков такой же хулы, как наше? Достоин ли пьяный аламан такого же порицания, как пьяный христианин? Подлежит ли алчный алан тому же суду, что и алчный христианин? Удивителен ли обман со стороны гунна или гепида, если они не знают, что это грех? И что поразительного в ложной клятве франка, если он считает это обычным делом, а не преступлением?»
No comments:
Post a Comment