January 06, 2011

New Year Books -- Новогодние книги


Вот какие книжки мы с женой себе подарили в новогодние праздники. Оговорюсь сразу, что все, кроме генисовских «Фантиков» купили в секции уцененных книг, а «В колхозной деревне» и вообще на барахолке за 10 рублей. Мужик просил пять. Я дал десятку и сказал, что сдачи не надо. Он спросил: «Почему?». А я сказал: «Потому что книга очень хорошая».
Станислав Лем. Библиотека XXI века.
Лем – это один из моих интеллектуальных героев. Гимн интеллекту. С «Суммой технологии» у меня вообще был долгий роман, который, кстати, наверное, скорее всего не завершился. Я не большой фанат его фантастики (пожалуй, кроме «Звездных дневников Йона Тихого»), но его рецензии на ненаписанные книги несуществующих авторов дорогого стоят.
Дорис Лессинг. Марта Квест.
По обложке сразу и не поймешь, где автор, а где название романа. Или эти двое соавторы? Почти как «Джек Лондон. Мартин Иден» или «Арцыбашев. Санин», или «Федор Достоевский. Братья Карамазовы», или… Короче, жену привлекло, что автор книги – лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года.
Дмитрий Быков. Календарь. Разговоры о главном.
Быкова мы много не читали. Я с большим удовольствием и быстро (потому что с удовольствием) прочитал «ЖД», жена – «Оправдание» (купленный после того, как Захар Прилепин мне сказал, что это лучший роман Быкова). Мы оба слышали от друга, что его «Борис Пастернак» восхитителен; ну и вообще, Быков в «нашем списке». Кроме того, обложка похожа на обложку книжки Кучерской «Современный патерик» (издательство одно и то же, как, видимо, и дизайнер…экономия!). Только вместо двух глаз и двух рук на обложке Кучерской, здесь всего один оливковообразный глаз Быкова, смотрящий на нас через замочную скважину-единицу, и половина его вздернутых улыбкой усов. А под обложкой черным по белому напечатано «2011 год», хотя книжку мы купили в 2010-ом. Вот тебе и календарь на 2011 год. Двойная выгода!
Александр Архангельский. Базовые ценности. Инструкции по применению.
До приезда Архангельского в Рязань мы не были его заядлыми читателями. Скорее зрителями. Пару лет назад я купил его «1962». Начал читать и не закончил. Жена прочитала с удовольствием и отдала книжку дочери. Далее судьба книги теряется…
В колхозной деревне.
Сборник очерков и рассказов «В колхозной деревне» вышел в свет всего за 7 лет до 1962 года. Его оскопленная словесность сует нам свое уродство с каждой страницы как знамя. Оно настолько безобразно, что почти красиво: «В районе заговорили, что Степана Тихоновича не узнать. Был не председатель колхоза – орел. Не проходило пленума или партактива, чтобы он не выступил с каким-нибудь новым проектом. Выйдет на трибуну, склонит набок большую рыжеватую голову и начнет рассказывать, что еще в их колхозе намечается сделать. И получалось у него хорошо не только в проектах». Прямо таки модернизация!
Майя Кучерская. Современный патерик.
Одна из тех книг, которую посоветовал прочитать Александр Архангельский. Не последнюю роль сыграл и подзаголовок «Чтение для впавших уныние». Начав читать книгу, мы с женой переглянулись и поняли, что в подзаголовке заложена мина двойного действия: с помощью этой книги уныние можно или уменьшить, или увеличить в равной степени.
Александр Генис. Фантики.
В своих «Фантиках» Александр Генис так и норовит разрезать картину: деконструкция явно на руку его постмодернистскому анализу. Но делает он это изящно. Так, что хочется и самому проделать нечто подобное, но, скорее, в каком-нибудь фотошопе, чтобы порезы «полотна» не выдавали разрушение-трансформацию за действие-манифестацию. Это поможет увидеть картину по-другому (что, собственно, и предлагает нам сделать Генис, но с помощью текста), а не увидеть ту же, но «разрушенную» картину.
Генис дает нам возможность посмотреть на знакомые с детства картины через его «очки», его индивидуальную оптику вечного путешественника: в каждом эссе мы как будто идем издалека к картине через какую-то историю… а потом, уставшие, останавливаемся и видим то, чего раньше не замечали, а точнее не чувствовали. Чувства были притуплены заученными фразами и интонациями экскурсоводов, книжками советских искусствоведов, школьными учебниками и учителями.
И еще… Читая Гениса, жалеешь Шишкина, который совсем не умел рисовать медведей, и Саврасова, который рисовал грачей так, как их рисует любой ребенок.

Чуть позже мы купили "Сумму технологии" Лема и "Жизнь Антона Чехова" Рейфилда. Но это другая история.

Будем читать!

No comments: