February 07, 2006

Gender Aspects of Social Activity (by Anna Kiseleva) - Гендерные аспекты социальной активности

Гендерные аспекты социальной активности

Анна Киселева

Как известно, еще античная философия заложила основы дифференциации рационального и природного, маскулинного и феминного. Аристотель отождествлял познание и рациональность с активным мужским началом, а хаотичную материю – с пассивным женским. В средние века женщина воспринималась как образ грязного телесного мира, а мужчина – как сознательное, божественное существо. По свидетельствам историков, в 585 г. на Македонском Соборе большинством лишь в один голос был получен положительный ответ на вопрос о том, можно ли считать женщину человеком…
В последующие эпохи ситуация ничуть не менялась: все феминное в культуре подавлялось, уничтожалось. Даже для Ж.-Ж. Руссо, для которого Природа представляла собой настоящую ценность, женщина, ей тождественная, все же являлась низшим моральным существом по сравнению с мужчиной.
Таким образом, женщина была исключена из общества и «помещена» в область частного, семейного. Из века в век передавалось представление о ней исключительно как о матери, создательнице семьи и хранительнице домашнего очага. Поэтому вполне закономерно, что сущностной характеристикой нашего общества остается патриархальность, несмотря на активную женскую борьбу за равные права с мужчинами на протяжении полутора столетий.
В конце 20 в. эта борьба достигла бурного расцвета. Возрос протест против мира, построенного по образу и подобию мужчин, приспособленного к особенностям их психики. Женщины пожелали оторваться от этого мира и изменить представления о своей роли и качествах. Началась борьба не только за женские социальные права, но и за духовное пространство женского мира.
Вплоть до недавнего времени, женщина, стоящая за периметром общественной жизни, не могла перейти эту границу в силу укоренившихся представлений и настроений эпох. Сегодня женщина при всех возможностях, дающихся ей временем, все же не может самореализоваться как равноправный партнер мужчины. Поэтому мужская социальная активность преобладает во всех сферах деятельности нашего общества.
Примером может послужить практически любая область жизни. Может быть, ярче всего неравенство мужчины и женщины прослеживается в экономике. Существует набор «женских» и «мужских» сфер труда. К традиционным «женским» отраслям относятся: здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура, финансы и страхование. «Мужскими» отраслями деятельности считаются строительство, транспорт, связь, сельское и лесное хозяйство, промышленность, т.е. отрасли, требующие подвижности, энергичности, активности. Поэтому они часто недоступны женщинам, проявляющим себя работниками, которым свойственна пассивность, консерватизм, традиционность.
Не в пользу женщин дело обстоит и в среде управления. В последние годы проявилась тенденция к дальнейшему снижению и без того весьма низкого удельного веса женщин в числе первых руководителей. Ведь чаще всего женщинам приходится сочетать домашние роли, обязанности и работу. А созданию домашнего очага и воспитанию детей они всегда будут посвящать больше времени, чем мужчины. Поэтому женщина быстро теряет темп своей социальной мобильности, в меньшей степени повышает квалификацию.
Социальная активность женщин реже проявляется и при поиске работы. Это можно проследить, изучив резюме, опубликованные в газетах по трудоустройству. Руководителями высшего и среднего звена в 3 раза чаще желают стать мужчины, нежели женщины. Также объявления мужчин преобладают в рубриках «менеджеры», «инженеры», «творческие работники». Женщины же часто ограничиваются ролями экономиста, бухгалтера, офисного работника, работника торговли, медика, преподавателя. Т.е. запросы женщин ниже мужских , поэтому они становятся рабочей силой более низкого качества.
Сходная ситуация и с оплатой труда. «Женские отрасли» имеют более низкую заработную плату, чем «мужские». Но в современном обществе это нормальное положение дел, т.к. мужчина должен содержать семью и его первичная сфера деятельности – приносить деньги, быть кормильцем. Величина его дохода, престижность работы определяют социальной статус, статус и стиль жизни семьи. Да и для большинства женщин настоящий мужчина – мужчина, имеющий престижную работу и неплохо зарабатывающий на жизнь.
Такую невозможность самореализации женщин можно объяснить двумя факторами:
психологическая зависимость
социальная зависимость
Психологическая зависимость возникает в процессе социализации. В семье и школе обычно закладываются основные группы гендерных стереотипов. К таким стереотипам относят те или иные психологические характеристики или качества, которые приписываются ребенку в зависимости от его или ее биологического пола. Например, мужчины агрессивны, независимы, самоуверенны, а женщины – эмоциональны, покорны, нежны. Еще одной группой стереотипов является закрепление семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин признаются важными семейные роли, а для мужчин – профессиональные.
Например, обращают внимание на себя различия в игрушках, которые формируют социальные роли. Мальчики играют в машинки, конструкторы, осваивая роль творца, управленца, а девочки, проводя большую часть времени с куклой, как бы репетируют роль врача, учителя. У них вырабатываются черты пассивности, мягкости, эмоциональности. Девочке с первых дней жизни на вербальном и невербальном уровне внушается неуверенность в своих возможностях, необходимость в поддержке другого человека.
Увеличение же разнообразных игрушек у девочек, замена части кукол развивающими играми, конструкторами способствует улучшению логического мышления, а, следовательно, и повышению уверенности в себе, увеличению возможностей профессионального роста.
Мальчики поощряются за те поступки, которые считаются мужскими и осуждаются за женские. Например, можно часто услышать фразу: «…ну что ты плачешь? Ты же мальчик, а не девчонка.» Подобные внушения ставят в дальнейшем женщину в позицию более слабую или уязвимую.
В школе, несмотря на существование системы с едиными требованиями, к знаниям и поведению мальчиков и девочек также формируются стереотипы. Девочки обычно более усидчивы, внимательные, стремятся к зазубриванию; мальчики же небрежны, сообразительны, склонны к логическому мышлению. Следствие – отставание девочек обычно объясняют отсутствием способностей, у мальчиков подчеркивают недостаточность приложенных усилий. Девочек, таким образом, не стимулируют добиваться успеха. Школьные уроки профессиональной ориентации также ориентированы на закрепление традиционных половых ролей. «Женские» области деятельности обычно связаны связаны с межличностными отношениями (секретарь, библиотекарь, учитель) или с обеспечением потребностей других людей (повар, парикмахер, швея). «Мужские» области связаны либо с техникой (водитель, механик, программист), либо с организацией работы на каком-либо участке (менеджер). Девочек ориентируют на чисто женские, мальчиков – на чисто мужские области деятельности. Нетрудно заметить, что женские профессии, в основном, мало оплачиваемые и нетворческие, но зато дают возможность гибкого рабочего графика и работы поближе к дому ( что важно для совмещения профессиональных и семейных обязанностей). Мужские профессии связаны с длительным пребыванием вне дома и полным рабочим днем, но дают возможность профессионального роста и более высоких заработков.
Сама организация школьного процесса имеет не меньшее значение: девочки чаще всего раздают тетради, моют пол, оформляют стенды, поливают цветы.
Также медленно и постепенно как приобретаются навыки, необходимые человеку для выживания, усваиваются людьми и стереотипы поведения, которые данная культура предписывает тому или иному гендеру.
Второй фактор, снижающий активность женщины в обществе в обществе – это социальная зависимость, а связана она с биологической зависимостью продолжения рода. Женщина может делать то, что недоступно ни одному мужчине – рожать и выхаживать детей. Семья для нее, чаще всего, стоит на первом месте, поэтому женщины имеют меньше времени и возможностей, чем мужчина, делать карьеру, работать по жесткому графику, выполнять сверхурочную работу.
Но все же не анатомия определяет судьбу, ведь человек, независимо от пола, наделен гибкой внутренней системой приспособляемости к реалиям окружающего мира, способностью усваивать, осмысливать и развивать новые интеллектуальные и поведенческие навыки.
Таким образом, можно сделать выводы, что:
1. Низкая социальная активность женщин связана не с неспособностью, а с нежеланием освободиться от неравенства и с непониманием несправедливого к себе отношения;
2. Пол – это феномен, зависящий в большей степени от культуры. Обществу нужно преодолеть фактор психологической зависимости, а поможет этому понимание того, что Личность не рождается, а формируется.
3. Любому из человеческих обществ было и будет присуще какое-либо разделение труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. А иерархичность этого разделения будет зависеть от определения женщиной своего места в современном мире.

Источники.
Введение в гендерные исследования: Учеб.пособие / Под ред. Н.В. Костиковой.- М., 2000. – с.28
Женщина в обществе : мифы и реалии. Сборник статей. / Редактор-составитель Круминг Л.С. – М., 2000. – с.8

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании : Книга 5 / Руссо Ж.-Ж. Изб.соч.: В 3 т. Т.1. – М., 1961. – с.547
Экстра-конкурент. – 2004. - № 30, №31, № 32, № 35. – с.3-11

No comments: