February 07, 2006

Family as Sociocultural Institution and Its Transformation (by Svetlana Shubarkina) - Семья как социокультурный институт и ее трансформация

Современная семья как социокультурный институт и ее трансформация

Светлана Шубаркина


В настоящее время все чаще люди приходят к выводу, что семья скоро отойдет в прошлое, аргументируя это легкостью и частотой разводов, вступлением в брак в более позднем возрасте, увеличением числа людей, никогда не состоявших в браке, ростом количества незарегистрированных браков. Все же семья продолжает существовать, а, по мнению многих, даже процветать. Некоторые эксперты утверждают, что «семьи снова вошли в моду», а другие убеждены в том, что семья является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаться к социальным и культурным переменам. Семья не просто является гибким социокультурным институтом, она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта. Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена она была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить «золотой век семьи». А отсюда напрашивается вывод, что, несмотря на множество постановок, семейный вопрос далеко не нов.
Хотя все мы пользуемся термином «семья» и, несомненно, имеем представление о том, что подразумевается, это понятие поддается определению с огромным трудом. Многие представляют себе семью как социальную ячейку, состоящую из женатой пары и их детей, живущих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Но такое определение семьи слишком ограничено. Во многих обществах под семьей понимается группа, объединенная родственными связями, а не супружеская пара и ее дети. Социологи традиционно рассматривают семью как социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях.
Современный социолог Энтони Гидденс дал более широкое определение: семья – это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.
[1]
Современная семья претерпевает изменения, и данное определение наиболее точно характеризует ее появляющиеся формы.
Человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А вот каким придет этот человек в общество и определяет семья. Ведь именно здесь формируются основные нормы морали, поведения в обществе, т.е. происходит процесс социализации и инкультурации человека. Поэтому семью называют институтом первичной социализации. А также она рассматривается как социальный институт и малая социальная группа.
Близким к понятию «социализация» является понятие «инкультурация» - вхождение индивида в культуру. Эти понятия перекрывают друг друга по содержанию, поскольку оба, по словам Э.А. Орловой, «означают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства и времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, коммуникации, символических структур, нормативных образований».
[2] А значит, семья является социокультурным институтом.
Э.А. Орлова выделяет в социализации и инкультурации две основных стадии: первичную, или детскую (включая подростковый возраст) и вторичную, или социализацию взрослых (включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках). На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача семьи здесь – сформировать у нового поколения навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей – максимально полно овладеть основами своей культуры.
Основные черты второй стадии инкультурации, по мнению Э.А. Орловой, обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать полученные им знания и навыки для решения жизненно важных задач: расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень риска при выборе решений и действий.
В семье происходят процессы освоения ребенком знаний и навыков, необходимых для существования в социокультурной жизни, характерной для общества, к которому он принадлежит, а также у него формируются культурные образцы, нормы и правила. Семья обеспечивает ребенку основные предпосылки для освоения социокультурной среды, нормативных предписаний и запретов, ценностных суждений, стереотипов и образцов действия.
Таким образом, как социокультурный институт, семья характеризуется совокупностью соцокультурных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов: институт брака, родства, материнства и отцовства, социальной защиты детства и т.д.
Важнейшей частью семьи как социокультурного института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей.
Семья включает в себя всю систему общественных отношений – брачных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных.
Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства систему духовных, в том числе нравственных отношений, а также отношений авторитета, власти. Характер семьи определяется социально-историческими и экономическими условиями, положением женщины в обществе, воспитанием и жизненным опытом супругов.
Как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, семья выполняет важнейшие социокультурные функции: «играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности».
[3]
Итак, основными функциями семьи являются: репродуктивная (биологическое воспроизводство членов общества), воспитательная, хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, состояние и использование семейного бюджета), рекреационная (семья должна стать местом спокойствия, уверенности и защиты), социально-статусная и медицинская (соблюдение здорового образа жизни, усвоение гигиенических навыков).
На протяжении веков доминирующим оставался традиционный или патриархальный тип семьи, включающий в себя минимум три поколения, где роль лидера отводилась старшему мужчине. Разумеется, современная патриархальная семья представляет собой модернизированный вариант, но ее специфические черты прослеживаются и здесь: патрилокальность, патрилинейность и главенство мужа.
Наряду с патриархальной существует еще одна форма семьи – нуклеарная, которая получае свое распространение в ХХ веке. Такая семья обычно изображается как некая ячейка, состоящая из мужа, жены и находящихся на их иждивении детей.
Многие современные специалисты объясняют перемены, происходящие в семье, в первую очередь изменениями экономического и культурного статуса женщин. С конца ХIХ века женщины начинают осваивать новые сферы деятельности: общественно-трудовую и политико-культурную, чем пошатнули устоявшийся статус мужчин. Таким образом, эмансипация, усиление роли женщины в жизни общества ведут к тому, что управление семьей феминизируется.
С середины ХХ века начинают появляться разнообразные модели семьи. Их можно разделить на два типа: внебрачные и альтернативные. К первым относятся материнская и неполная, т.е. семьи, не опирающиеся на брачный союз. Несмотря на то, что они сходны по составу, все же имеют разное происхождение. Материнская семья изначально не предполагает брака, неполная – результат овдовения или развода.
Особое место занимают альтернативные формы семей. Самой распространенной среди них является так называемый гражданский брак, суть которого – отказ от формальной регистрации отношений. По-другому его называют конкубинатом. Но некоторые специалисты склонны думать, что такая характеристика неоднозначна и неполна, т.к. мужчина наряду с официальной семьей (жена и дети) может образовать конкубинатский союз с другой женщиной, где она будет иметь ребенка с отцом, но не мужа, а он – партнершу и общего с ней ребенка.
Наряду с гражданским браком выделяют и другие трансформации современной семьи.
[4] Одной из таких форм является мусульманская семья. Она зародилась на Востоке, и суть ее заключалась в главенствующем положении мужа, за которым оставалось право брать нескольких жен. У него был единственный и решающий голос. Та трансформация мусульманской семьи, которая имеет место в современном, чаще западном, обществе, весьма отличается от оригинала: остается только право мужчины взять нескольких жен. Феминизация, давно распространяющаяся в обществе, стави на одну социальную и профессиональную ступень мужчин и женщин, а значит, исключается возможность возникновения неравноправия в семье данного типа.
В современном обществе могут существовать два варианта мусульманской семьи. В первом случае мужчина и его жены проживают на одной жилой площади. У детей, растущих в данной обстановке, с одной стороны развиваются такие черты характера, как: коммуникабельность, взаимопомощь и сотрудничество; а с другой – не исключено возникновение совершенно противоположных черт: агрессивность, злость по отношению к другим детям, ревность. По-разному также могут складываться и отношения между самими женами: от благосклонного к нетерпимому.
Другой вариант мусульманской семьи предполагает раздельное проживание жен. В этом случае у детей возникают, скорее всего, лишь отрицательные эмоции по отношению друг к другу. Формально имея отца, они могут и не чувствовать его влияния в их воспитании.
Таким образом, данный вид семьи не желателен в первую очередь для детей, имеющихся в результате совместного проживания. Во-вторых, отношения внутри семьи будут напряженными, т.к. и в социальном, и в профессиональном плане супруги, в основном, равноправны и в случае возникновения конфликта будут одинаково упорно отстаивать свою точку зрения.
Регулярно-раздельная форма – еще одна разновидность семьи. Она предполагает, что на определенной стадии муж и жена предпочитают жить раздельно в течение достаточно длительного промежутка времени. Это происходит, чтобы предотвратить рутинизацию семейной жизни, удовлетворить индивидуальные запросы и избежать бытовых проблем.
При открытом браке – другой трансформации семьи – супруги становятся независимыми партнерами, т.е. они предпринимают шаги к полному равенству и независимости в интеллектуальной, профессиональной, а нередко и в сексуальной сферах.
Регулярно-раздельная семья и открытый брак имеют общую основу: своеобразная изоляция супругов друг от друга, нежелание подать на развод, стремление избежать семейных проблем. Понятно, что позволить себе такое проживание могут люди с высокими доходами, не имеющие детей. Наличие ребенка в таких семьях способно сказаться на его психике, и, вероятнее всего, данный тип отношений между родителями он перенесет в свою будущую семью. Для самих супругов данные виды семьи удобны в том плане, что пропагандируется полная свобода действий и равноправие.
Одной из крайних форм семьи является так называемый свининг, когда внебрачные сексуальные контакты в открытую практикуются обоими супругами, нередко одновременно в одном и том же месте. Возникает вопрос: стоит ли данную трансформацию считать семьей? Согласно Э. Гидденсу, который дал определение семьи в широком смысле, действительно, можно признать свининг семьей. Но если принять во внимание существование и других определений, употребляющихся в обществе, где семья представляется как социальная группа, микрообщество, члены которого связаны узами родства, поддерживают друг друга экономически и психологически, заботятся о детях, то данная трансформация не попадает в эти рамки. Все же она существует, но не стоит говорить о кризисном состоянии традиционной семьи и общества в целом.
Описанные трансформации имеют место в современном мире, но составляют лишь небольшие проценты.
[5] Наиболее приемлемой в социальном, экономическом и психологическом плане формой семьи может считаться только гражданский брак. К тому же, по сравнению с остальными трансформациями, он наиболее практикуем.
Несмотря на то, что семья трансформируется, появляются ее новые типы и формы, все же базовой остается моногамия. Множественность семейных форм обусловлена этнокультурным разнообразием, но предсказать, какой будет семья, не представляется возможным. Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился институт семьи, но правомерно предположить, что она будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в современном обществе будут продолжаться и углубляться.от каким придет этот человек в общество и определяет семья. очно характеризует ее появляющиеся формы.
огически либо идентифицир


[1] Цит. по: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - М., 2000. – с.253.
[2] Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М., 2004. – с.237.
[3] Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в России: история и современность // Всероссийский центр уровня жизни. – 2001. - №2. – с.20.
[4] Голод С.И. будущая семья: какова она? – М., 1990. – с.51-52.
[5] // Семья и школа. - №4. – 2003. – с.10-11.

No comments: