Масс-медиа как средство конструирования массового сознания
Анна Пронькина
XXI век ознаменован переходом человечества к новой стадии своего развития – информационному обществу. Движущей силой данного процесса является информационная революция, которая, в первую очередь, базируется на появлении новейших технологий, средств передачи. В следствии этого, глобальный характер информатизации затрагивает все формы общественной жизни, о чем свидетельствует положение , изложенное в Окинавской Хартии глобального информационного общества: “Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века” [4.С.63]. Таким образом, расширение информационного пространства приводит к тому, что хотя средством воздействия на сознание людей является вся духовная культура, наибольшая значимость стала придаваться средствам массовой информации, так называемым масс медиа.
В современной информатологии и коммуникативистике понятие “масс медиа” принято определять, исходя из терминологии, заданной Дж. Гербнером, как форму социального взаимодействия посредством информационных сообщений. К средствам массовой информации в настоящее время относятся пресса (газеты, журналы), радиовещание, телевидение, кинематограф, Интернет и другие системы, используемые для повсеместного распространения знаний, сведений, прогнозов, сообщений о прошедших, текущих и перспективных процессах и событиях, происходящих в обществе. “С древнейших времен еще зарождающиеся тогда средства массовой информации использовались привилегированными классами для формирования соответствующего мировоззрения и утверждения духовных ценностей. В настоящее время, кроме указанных факторов, СМИ формируют идеологические, политические, общественные, исторические, экономические, технические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей” [8.С.368]. Выделяя особенные черты масс медиа важно отметить тот факт, что они исторически обусловлены развитием культуры и общества в условиях рыночного производства, создавшего объективные предпосылки для трансформации информации в продукт купли-продажи, наделенного тремя основными функциями: 1. развлекательность; 2. распространение новостей о текущих (прошедших, будущих) событиях; 3. рекламирование новинок торговли и услуг. На основе всего вышеизложенного легко определимы и свойства средств массовой информации: 1. обращенность к массовой аудитории; 2. доступность множеству людей; 3. производство и распространение информации носит корпоративный характер. Таким образом, основным объектом деятельности масс медиа является массовая аудитория, которая объединяет в себе всех потребителей информации, распространяемой по каналам СМИ. Это читатели газет и журналов, радиослушатели и телезрители, посетители дискотек, пользователи различных компьютерных программ и т.п. Их главная характеристика – массовость, которая рассматривается как неотъемлемая часть системы современных масс медиа и массовой культуры. В теоретике СМИ существуют две концептуальные трактовки понятия “массовая аудитория”: первая определяет его как инертное молчаливое большинство, пассивно поглощающее все, что предлагают масс медиа, допуская манипуляцию своим сознанием; вторая основывается на понимании массовой аудитории, как движущей социальной силы, способной активно воздействовать на СМИ и требовать удовлетворения своих собственных (возрастных, половых, профессиональных, культурных, этнических и т.п.) потребностей и интересов. Объективно оценивая процессы, происходящие в обществе, мы придерживаемся первой точки зрения и считаем, что масс медиа является мощным орудием (средством) конструирования массового сознания.
“Сегодня, в век информациологических ресурсов и технологий никому не секрет, что слово, как одна из форм информации, приобрело содержание мощного средства, с помощью которого, влияя на сознание и психику, можно положительно или отрицательно воздействовать на состояние и здоровье людей. Слово – это уже (энергодейственный) поступок, который может иметь разные последствия. Таким образом, на примере СМИ мы убеждаемся, какой мощной энергией (потенциалом) обладает информация – созидательной и разрушительной, воспитательной и аморальной, конструктивной и деструктивной, милитаризованной (военной) и мирной, материализованной и дематеризованной и т.д., и т.п.” [8. С. 368].
Следует отметить, что в современном обществе быстро распространяется суждение о том, что всеобщая информатизация и компьютеризация ведут к развитию “электронной демократии”. Однако такая свобода в изучаемой нами сфере может привести к полному или частичному искажению реальных фактов, произошедших событий, наделению их мифическими чертами, напрямую или косвенно воздействующих на внутренний мир человека, превращая полученную информации в нечто аксиоматическое или сакральное.
“Не может быть никакого сомнения, - писал Б. Розенберг (известный критик массовой культуры), - в том, что средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека… Никакая художественная форма, никакой объем знаний, никакая эстетическая система не являются достаточно сильными, чтобы противостоять вульгаризации. Своего рода культурная алхимия трансформирует их в тот же самый ходовой товар. Никогда прежде священное и показное, возвышенное и низкое не перемешивалось до такой степени, чтобы стать совершенно нераспознаваемыми ” [7. С. 24].
Для наилучшего понимания воздействия СМИ на массовое сознание, подробнее рассмотрим наиболее популярные виды масс медиа.
Пресса. Изучение влияния периодической печати хотелось бы начать с того, что в настоящее время ее развитие достигает своего апогея, так как с каждым днем появляются все новые и новые издания, обещающие “только достоверную информацию из первых рук”, но стоит заметить, что они чаще всего обладают интересным внешним обликом, нежели внутренним содержанием и поэтому не несут человеку ничего ценного, жизненно необходимого, а заполняет его сознание бесконечной вереницей гламурных сплетен, криминальных хроник, политических “сенсаций” (и т.п.), дополняемых яркими рекламными слоганами и лозунгами. Все это является вполне закономерным следствием ухода человечества от “серьезного” чтения требующего образованности, интеллектуальной и эмоциональной подготовки, что является одной из главных причин лишь частичного востребования образцов, ставших уже классическими, качественной и информационно значимой периодики (“Наука и жизнь”, “Вокруг света”, “Семья и школа”, “Литературная газета”, “Мир искусства” и многие другие). Но как гласит известное изречение: “Спрос рождает предложение!”, а следовательно, гораздо интереснее и приоритетней видится современным потребителям печатной продукции почти “виртуальная реальность”, созданная на страницами журналов и газет, которые способны практически каждого из них обеспечить необходимой информацией, соразмерно его пристрастиям и желаниям.
Удивительно, но факт, что именно такая периодическая печать формирует мировоззренческие установки современного человека, навязывая свое собственное миросозерцание, диктуя не только основы внешнего образа (стиля), но и нормы поведения, стереотипы мышления. “Журналистика сознательно формирует внутреннюю готовность человека воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом. Т.е. газета всегда ведет заданную редакцией политику, направленную на именно такое читательское восприятие, какое они ожидают и программируют. Таким образом, под давлением редакции изменяется не только сознание людей, но и психологические характеристики, свойства, состояния аудитории, на которую было направлено воздействие. <…> Механизмы воздействия существуют как явные, так и скрытые. Сегодня наиболее широко используется “метод подсознательного стимулирования”, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей действительности формируется с помощью стандартизированных упрощенных представлений (стереотипов и имиджей). Они и внедряются в поток массового сознания”[5].
Уже в середине прошлого века американский культуролог Д. Макдональд достаточно убедительно сформировал теорию гомогенизации средств массовой информации как части массовой культуры, то есть стремления к наделению всех элементов культурной системы определенностью, однородностью, абсолютной схожестью. Наиболее четко данная теория просматривается в деятельности издателей периодической печати. Например, изображение эффектной попдивы соседствует с фотографией жертв террористического акта, а иллюстрированный репортаж о беспризорных девиантных подростках сменяется эксклюзивным интервью популярного актера. Такой прием, по мнению Макдональда, нивелирует информацию: все эти разнородные явления сводятся к одному знаменателю и зачастую воспринимаются только как факт рекламы. Таким образом, используя метод гомогенизации, современная пресса способствует сглаживанию качественных отличий между различными по содержанию явлениями, стереотипизации.
Мы считаем, что роль прессы в формировании массового сознания достаточно велика, так как в отличие от других масс медиа, история печатного слова насчитывает несколько веков. Переходящая из столетия в столетие печатная информация закреплялась в сознании людей аксиоматически, не требуя доказательств. Множество поколений черпали свои представления о “большом” мире из книг, а книжное слово особым образом украшало речь, скрашивало существование. В настоящее же время значение книги примеряет на себя пресса, что приводит к тому, что “новое слово или строевой элемент закрепляется за определенными сферами употребления, создается традиция и последующее привыкание к необычному или непривычному выражению. Следовательно, периодика искусственным образом закрепляет в сознании реципиента языковые модели и штампы” [5], что влияет не только на образ мыслей читателя, но и на характер его поступков.
Радиовещание. Радио – средство массовой информации, благодаря которому человек узнает не только последние новости и слушает музыку, но и получаем “суточную норму” рекламы товаров и услуг. То есть, радиовещание доносит до слушателя информацию различного характера и содержания, а, следовательно, оказывает влияние на различные сферы его существования.
Наиболее значимым для нас свойством радиовещания является цикличность, которая проявляется в постоянном повторении информации, что наилучшим образом способствует ее закреплению, инстинктивному запоминанию. Объективно оценивая радиовещательное пространство, нельзя не отметить, что радиостанций, имеющих богатую “музыкальную библиотеку” не так уж и много, поэтому очень часто случается так, что музыка, летящая по радио волнам не только “въедается” в сознание слушателя, но и формирует его музыкальные пристрастия. Это, в значительной степени, относится и рекламе, так как после десяти (двадцати, тридцати, …) прослушиваний у радиопользователя возникает необходимая потребность покупки предлагаемого товара или услуги, даже если это не входило в его планы ранее.
Таким образом, радиовещание является мощным орудием воздействия на массовое сознания в руках маркетологов, медиапланеров, представителей шоу-бизнеса и т.п.
Телевидение. Переход к анализу наиболее действенного средства конструирования массового сознания хотелось бы претворить словами Мартина Змиса: “На нас влияет телевидение. <…> Как именно, мы пока не уверены. Но мы ждем и считаем симптомы”. И действительно, “магическая сила” телевидения раскрыта не полностью, но и современные последствия влияния телевидения впечатляющи. Возможность кодировки сигнала, наличие телевизоров практически в каждом доме, создание эффекта присутствия, простота доступа и т.п. – все это сделало телевидение наиболее популярным и действенным средством воздействия на сознание людей. Это происходит в основном из-за того, что для большинства современников именно телевидение является основным, а иногда и единственным источником информации, поддерживающим связь с внешним миром, что обеспечивает доминирующее положение телевидения в системе средств массовой информатизации, обусловленное его техническими возможностями быстрого предоставления зрителю визуального образа того или иного события. Многие люди даже считают, что все телевизионные сюжеты дают необходимый (достаточный) запас знаний и представлений об окружающем мире, и, как следствие, совершенно не ощущают себя информационно и эмоционально ущемленными.
“Для телевидения, как средства передачи информации характерны два эстетико-психологических измерения: мозаичность (когда каждое из сообщений как бы выступает само по себе в виде относительно завершенного фрагмента, не связанного четкими причинно-следственными отношениями с другими элементами программы) и резонанс (взаимодействие отдельных точек этой мозаики, внелогичное, нелинейное сведение их воедино в сознании аудитории). Та и другая особенность телевидения повышает значение сиюминутного воздействия на восприятие человека. <…> Сопротивляться такому воздействию могут далеко не все, и речь по существу идет об электронном зомбировании” [3]. Данное положение, в какой-то степени, объясняет тот факт, что многие люди осознают аномальность своего влечения к экрану, однако они не в состоянии ограничить потребление телевизионной информации, “как алкоголик обычно не в состоянии ограничить потребление спиртного “разумными пределами” при всем осознании пагубности своей страсти. В случае с телевидением ситуация осложняется, на наш взгляд, тем, что оно предлагает людям жизненно необходимый продукт: в отличие от алкоголя и наркотиков информация, так сказать, физиологична – человек живет в информационном пространстве, и даже само человеческое бытие может трактоваться как информационный обмен с окружающим миром” [2.C.100].
Все ныне существующие российские каналы, в том числе и государственный (телеканал “Культура”), существуют как коммерческие операторы, существующие за счет рекламной деятельности фирм производителей. В постоянном стремлении к массовому охвату населения, они формируют сетку вещания, опираясь на рейтинги – показатели, свидетельствующие о востребованности у зрителя тех или иных телевизионных жанров. Исходя из данных телевизионных рейтингов с 2000 по 2002 годы, мы наблюдаем ситуацию предпочтения телезрителями криминальных сериалов и программ, всевозможных “мыльных опер”, скандальных шоу, азартных игр с большими денежными выигрышами, юмористических программ и разнообразных концертов с участие звезд отечественной и зарубежной эстрады. Однако именно телевидение постоянно делает ставку на проверенные временем, беспроигрышные жанры, причем по мере появления конкуренции им приходится выпускать все более сомнительные с точки зрения морали и общественных ценностей программы. При этом вся ответственность за негативное воздействие подобных программ, сериалов, фильмов ложиться на плечи не дирекции телеканала, а сознательно перекладывается на зрителя, который яко бы своим предпочтением формирует фактический телевизионный эфир. Телезрители же придерживаются совершенно противоположной позиции: “Мы смотрим то, что показывают”. Многочисленные исследования отмечают желание значительной части массовой аудитории смотреть познавательные, образовательные программы и художественные фильмы, но трудные социальные условия “заставляют” их рассматривать телевидение, как форму досуга, что приводит к формированию так называемой “телемассы” – бездумных потребителей всего телевизионного пространства, зависящей от него в информационном, ценностном и идеологическом планах, диктующая свои правила.
Особенно актуальна проблема влияния телевидения в связи с ростом насилия и преступности в современном обществе. Суть проблемы выразительно подчеркивает мысль одного американского политика, излагавшего свое мнение по поводу сегодняшнего состояния телевещания: “Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит…”. Положителен тот факт, что современные психологи и социологи занимаются планомерными исследованиями и полноценным анализом данной проблемы. Результатом подобных научных изысканий является утверждения взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением, что требует действенных мер со стороны правительства и администрации регионов.
Являясь одним из главных средств массовой информации и коммуникации, современное телевидение главенствующим образом участвует во многих социальные и культурные процессы, а поэтому общество должно представлять, что окружающей мир гораздо больше и не ограничивается вещательной сеткой или экраном телевизора. Именно поэтому телевидение должно быть осознано людьми как один из факторов их среды, порождающий ряд социально-психологических, этических и морально-нравственных проблем, которые еще предстоит разрешить человечеству на пути к освобождению от гнетущего влияния масс медиа.
Реклама. Исходя из определения, “реклама – это информация о товарах и услугах с целью их успешной реализации и являющаяся важным звеном в системах коммерциализированных СМИ, обеспечивая им: 1. финансовую поддержку; 2. внутренние взаимовыгодные связи с торгово-экономическими и другими сферами общественной жизни; 3. формирование психологии, сознания и образа жизни массовой аудитории, способствующее вере в рекламу” [1.С.188]. В рамках изучаемой проблемы, нас интересует лишь последний, третий пункт, который доказывает предопределенное воздействие рекламной деятельности на человечество. Сегодня говорить о российской рекламе, значит говорить о формировании и становлении национальной психологии, идеологии, способах программирования массового сознания и управления им.
Так как реклама в значительной степени связана со всеми масс медиа, являясь их основным спонсором, то она имеет первостепенную возможность воздействия не только на отдельно взятую личность, но и на все общество в целом. Умело используя свои собственные языковые нормы и штампы, она закрепляет в подсознании человека бесхитростные слоганы, которые определенным образом влияют на не только на его поведения, но и на образ мышления (“Проживи этот день ярко!”, “Не дай себе засохнуть!”, “Только лучшее, только для тебя!” и т.п.).
Первоначально главной функцией рекламы являлось простое привлечение внимания покупателя к товару. Однако, сегодняшняя реклама сама по себе становится производителем, продуктом которой как раз и является потребитель. Реклама в буквальном смысле сама порождает ненасытного, неудержимого потребителя, у которого страсть к очередной покупке “растет пропорционально атрофии его социальных и гражданских интересов. Как отмечает профессор Иллинойского университета Дж. Гербнер, в современном потребительском обществе индивид оказывается “перекормленным как потребитель и недокормленным как гражданин” [7.С.90].
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что в данный момент именно реклама является своеобразным “двигателем прогресса”, а в постоянной погоне человечества за модой, техническим развитием (и т.п.) теряются не только гражданские, но и социальные интересы и обязанности.
Таким образом, заканчивая наше исследование деятельности СМИ, мы пришли к следующим основным выводам: 1. все виды масс медиа являются мощным средством конструирования массового сознания; 2. наиболее действенным средством массовой информации является телевидение и реклама, которые в свою очередь тесно взаимосвязаны друг с другом; 3. происходит фактическое игнорирование когнитивной, образовательной возможности СМИ большим количеством людей, которые рассматривают его лишь как форму легкого развлекательного досуга.
В заключении хотелось бы указать на тот факт, что по нашему мнению, все масс медиа под грамотным государственным контролем вполне способны превратиться из орудия разрушение, в орудие созидания и стать мощным подспорьем в формировании нового поколения, более нравственно чистого, освобожденного от гнета теле-радио-рекламного нашествия.
__________________________________________________________________ Литература:
1. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в предверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 301с.
2. Кордобовский О.С. Телемания и ее социально-психологические корни //Человек.–2001.№4.
3. Кувшинов Ю. Влияние средств массовой информации на подсознание людей // http://dere.com.ua./library/other/smi.shtml
4. Окинавкая Хартия глобального информационного общества//Развитие информационного общества в России. Том 2. Концепции и программы:Сб. документов и материалов/Под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е. Хохлова. – СПб.:Изд-во С-Пб. ун-та, - 2001.
5. Туртапкина Е.А. К вопросу о влиянии средств массовой информации на сознание населения// http://arctoaia.krasu.ru/mentality/m3/turtapkina. shtml
6. Федотов Н.А. Информационная культура в системе информационной политике современного российского общества: Автореферат. – М.:Спецстройсервис – 92, 2003. – 27с.
7. Шестаков В. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной “массовой культуры”. – М.:Искусство, 1988. – 224с.:ил.
8. Юзвишин И.И. Основы информациологии. Учебник. 3-е изд. исп. и доп. – М.: “Высшая школа”, 2001. – 600с.:ил.
No comments:
Post a Comment