Символьный элемент маргинальной субкультуры
Галина Чертанова
Субкультура представляет собой особую форму культуры, суверенное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями нормами. К маргиналам (от лат marginalis - находящийся на краю) относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая эмиграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20х-30х годов в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивыми общественным положением, стремится к твердому, установленному государственному порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима.[1] С другой стороны, эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.
По мнению О. Тоффлера, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса теперь осложняются изобилием выбора, сочетающимся с эфемерностью, динамизмом и новизной. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, то есть все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном, ускоряющемся движении.[2]
Маргинальная культура присуща также людям и группам, которые сознательно принимают для себя различные по характеру культурные традиции, нормы, модели поведения (этнические, конфессиональные и пр.) и стремятся следовать им в своей жизни – в ситуации смешанных браков, миссионерства и т.п. Однако носитель маргинальной культуры при выборе одной из ориентаций всегда вызывает недовольство или раздражение представителей иной культурной традиции, что является постоянным потенциальным источником личностных проблем и расстройств.[3]
Для выявления символов маргинальной субкультуры нами было проведено изучение 450 человек в возрасте от 16 до 45 лет в течение шести месяцев и описание их образа жизни по следующим параметрам: профессия, образование, семейное положение, место жительства (район, тип жилья), интерьер жилища, потребительские предпочтения, увлечения, хобби, круг общения, употребление сленга, жаргона, употребление спиртных напитков, табачных изделий, наркотических веществ. На основе, проведенного исследования были выделены группы людей, использующих общую символику маргинальной субкультуры. Затем были выявлены символы, характерные только для этих групп.
Нами были выделены следующие группы маргиналов:
1. Люди, пришедшие к данному состоянию помимо своей воли, отвергнутые обществом. Эту группу характеризует отсутствие материальных средств и возможности их заработать. Чаще всего эти люди желают изменить свое положение, но социальная ситуация не позволяет это сделать (отсутствие достаточной материальной и социальной помощи, нехватка рабочих мест).
2. Имеющие потенциал выйти из маргинальной культуры, но не изменяющие отношения к действительности. Чаще всего это люди, родившиеся и выросшие в условиях маргинальной субкультуры. Они не представляют себе иной жизни, не хотят что-либо менять, выйти из зоны комфорта; чувствующие безопасность только в той среде, к которой привыкли.
3. Имеющие высокий материальный достаток, при этом их сознание и поведение остаются маргинальным (отсутствие навыков социального общения, неприятие норм этикета, частые проявления дивиантного поведения).
4. Осмысленно пришедшие к символике этой субкультуры, но не отказавшиеся ни от общества, ни от материальных благ. Можно даже назвать их «мнимыми маргиналами». Это обеспеченные люди, намеренно использующие символы маргинальной субкультуры, как протест обществу, как своеобразную моду.
5. Отказавшиеся от материальных благ, ушедшие от общества:
a) По политическим, философским, религиозным и т.п. убеждениям
b) Деградировавшие, морально опустившиеся люди (наркоманы, алкоголики, перенесшие тяжелую психологическую травму).
Символы, говорящие о принадлежности человека к маргинальной субкультуре, в основном сходны. Наше исследование показало, что к общим символам, характерным для всех групп маргиналов относятся:
· Татуировки. Часто субкультуру символизируют различные татуировки. Наиболее распространенные из них: имя обладателя наколки (или его/ее возлюбленной/ого), дракон, паук, китайские и японские иероглифы, цветок, сердце, птица, змея, череп.
· Нецензурная лексика, жаргонные выражения. В речи символом можно считать нецензурную лексику, жаргонные выражения, неверную расстановку ударений, частое использование цитат из кинофильмов и мультфильмов; намеренное замещение русских слов их иностранными эквивалентами.
· Жилище. Жилище также можно отнести к символике маргинальной субкультуры. Особенностью для некоторых групп маргиналов является «незамечание» беспорядка в доме. Человеку по большей части все равно, что его окружает: он равнодушен к обстановке, в которой живет.
Ниже перечислены особенности каждой из групп, использующих символику маргинальной субкультуры. Каждая из групп, как правило, имеет собственные символы, по которым люди отличают «своих» от «чужих».
Для первой группы характерны символы низшего статуса (это символы бесправия, нищеты, болезни). Символом можно считать очень старую одежду. Чаще всего одежда чужая, отданная в качестве благотворительности, наблюдается явное несоответствие размеров нынешнего и предыдущего хозяев. Она не меняется, пока ткань совсем не придет в негодность, можно заметить, что ее зашивали во многих местах. Нередко используют заплаты, несовпадающие по цвету. У бродяг одежда оборванная и грязная, т.к. нет возможности ее стирать. Домом является либо полупустая квартира, либо временное жилье (больница, дом престарелых, ночлежка). О деталях образа жизни этих людях известно мало, т.к. общество старается о них забыть.
Для второй группы маргиналов характерны символы низкого статуса (недорогая одежда, жилье в непрестижных или спальных районах, устаревшие модели мебели, бытовой техники и утвари). Для них характерна одежда из прочных тканей преимущественно темных цветов. Такая одежда не требует тщательного ухода и частой замены. Используются украшения из недрагоценных металлов и искусственных камней, амулеты и обереги. Наблюдается смешение направлений моды, нередко полное отсутствие чувства вкуса, нет единого стиля в одежде. У женщин наблюдается отсутствие навыка правильного использования декоративной косметики.
Характерным для этой группы является особое небрежное отношение к жилью. Приоритет отдается непрестижным районам города. Часто местом жительства маргиналов данной группы является общежитие. Мебель обновляется редко, бытовая техника проста в обращении и заменяется на более современные модели только по причине поломки, которую невозможно устранить. Единый стиль оформления жилища отсутствует: чаще всего это предметы, негармонирующие между собой, просто подходящие по цене и по внешнему виду их владельцу. Характерной является привычка хранить старые, уже ненужные вещи. То, что не представляет ни малейшей ценности (например, подарочные упаковки, обертка от цветов, коробки из-под конфет) может храниться годами.
Третья маргинальная группа - это так называемые «новые русские». Основными символами являются предметы и вещи, подчеркивающие материальный достаток. Представители этой группы умеют зарабатывать деньги, при этом превращая накопление и потребление в цель жизни. «Новые русские» живут в престижных районах города, покупая большие дома и квартиры, чрезмерно украшая их интерьеры, но только из стремления показать, что у их владельца есть деньги.
В большинстве случаев, если член этой группы якобы увлекается каким-либо видом спорта, то это не его выбор, а более влиятельного (и богатого) человека с которым он общается, который может быть полезным. Ярким примером было всеобщее увлечение теннисом в правительстве, когда президентом был Б.Н. Ельцин. В данном случае спорт также становится символом. Любое хобби, пристрастие является лишь средством общения с «нужными» людьми.
Символом данной группы раньше являлись малиновый или красный пиджак и золотая цепь – сейчас его используют крайне редко, т.к. он приобрел значение символа глупости, отсутствия элементарных навыков общения, лени, богатства, доставшегося преступным путем. Теперь на смену пиджаку пришел новый символ: одежда из дорогих салонов.
Люди, принадлежащие к четвертой группе, только используют различные символы маргиналов. Как таковыми маргиналами они не являются. Они стараются соответствовать сложившемуся в обществе стереотипу манеры поведения, стиля в одежде определенных групп людей, которые когда-то, изначально, были маргиналами, но потом их поведение, образ жизни, стали модными (хиппи, металлисты, а вместе с ними и прочие музыкальные направления, а также байкеры, растаманы, и т.п.). В основном все символы олицетворяют свободу, независимость, решительность. Люди, принадлежащие к этой группе, пытаются выделиться из общей массы, быть непохожими на других с помощью этой символики. В основном, такие люди весьма общительные, позитивно мыслящие (иногда намеренно, в подражание кумиру играют в пессимистов), у них часто много друзей.
Одежда этой группой, как правило, приобретается в престижных магазинах, изготовлена известными фирмами из качественных материалов (кожа, шелк, батик, натуральная шерсть, мягкая джинсовая ткань и т.п.), но выглядит довольно просто. Цветовые сочетания: соединение красного, зеленого и желтого (эти цвета символизируют растаманское направление), теплые, жизнерадостные оттенки, или это строгий черный (особенно у поклонников групп, исполняющих «тяжелую музыку»). Распространено ношение бандан и бейсболок. Символом этой группы являются цветные татуировки, и проявляющиеся в ультрафиолете. При этом люди точно знают, что их наколка означает.
Этой группе свойственно использование дорогих бытовых приборов, приобретаемых по мере их усовершенствования. Характерен принцип - «вещи для людей». Они, как правило, хорошо знакомы с компьютерной техникой.
Пятая маргинальная группа часто вызывает у людей страх, стремление избежать встречи с ее представителями.
Для группы 5а характерно стремление к своему идеалу. Они пытаются отгородиться от общества, общаться только с людьми сходных с ними взглядов. Неформальные организации, ценностные ориентации которых имеют политический и идеологический оттенок (анархисты, пацифисты, бритоголовые, зеленые и пр.). Эта группа имеет, как правило, нетрадиционные верования: дзен-буддизм, движение Хари Кришна, трансцендентальная медитация, неохристианские секты и недавно возникшие (New Age, экстрималы).
Весьма символичными для них являются: стремление жить группами, подчеркивание своего отличия от общества, стремление к свободе (отождествление ее с красотой), к освобождению от всяких запретов, отрицание государства. Выдвижение на первый план ощущения, создание собственной морали и этики, обесценивание научного знания, подчеркнутое стремление к загадочному, мистическому, приоритет невербальных форм общения, стремление слиться с природой, недоверие к любым формам организации. Характерным для многих членов этой группы является или безграничная любовь ко всему живому, или всеобъемлющая ненависть. Например, сатанисты нейтрально относятся только к животным. «Я ненавижу всех людей, но в разной степени» - типичный образ мысли для последователя этого направления.
К символике относятся: одежда, «униформа» одного из перечисленных объединений и украшения (чаще выполняющие функции оберегов) указывающие на принадлежность к движению, организации, философским и/или религиозным взглядам. Одежда чаще всего однотонная (исключением являются последователи хиппи, панки и т.п.) изготовленная из натуральных прочных тканей, не затрудняющая движений. Распространенными украшениями являются «ОМ», пентаграмма, различные пентакли, «Око Гора», «Мистический Узел», символ «Двойного счастья», обереги индейцев, четки, знаки анархии, пацифики.
Символический характер для этой группы имеет совместный прием некоторых наркотических веществ: конопля, ганжа, мескалин, различные психоделики (марихуана, ЛСД). Совершается это как обряд, таинство и служит, по их мнению, объединению людей, постижению истины. Но многие объединения данной группы в тоже время выступают против наркотиков (неоиндуистские, неохристианские, современный оккультизм, Нью Эйдж, экстрималы).
Группа 5b довольно замкнута, т.к. общество также как и в случае с первой группой стремится избегать общения с этими людьми. Если они появляются рядом, окружающие стараются не только отойти, но и вообще не смотреть в их сторону. Эта группа маргиналов вызывает скорее брезгливость, чем жалость, сострадание. Символы данной группы совпадают с первой группой и с группой 5a одновременно. Но главным отличием, является полная деградация человека, как личности.
Таким образом, в обществе существует социальная асимметрия в принятии и исполнении ролей, которая выражается в том, что у одних групп больше авторитета и власти, чем у других. Именно эта асимметрия лежит в основе большинства социальных конфликтов. Когда противоречия внутри общества достигают остроты конфликта (отчуждение, непонимание, неуважение, протест) возникает новая субкультура, в данном случае, маргинальная. Подчас бывает трудно определить, к какой группе отнести человека, он как бы находится между ними – ему присущи символы сразу нескольких групп. Довольно часто наблюдается переход из одной группы в другую, или человек как бы «зависает» между ними, при этом мы можем наблюдать использование символов двух, а иногда и трех групп одновременно (особенно это касается молодежи).
[1] Лазебникова А.Ю. Человек и общество. – М.: Просвещение, 1999, с. 309.
[2] Toffler A. The Futureshock. NY, 1970.
[3] По П.С. Гуревич.
No comments:
Post a Comment