Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями
Ирина Фонарёва
Одной из важнейших социальных проблем современности является социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями. Это комплексная проблема, и в её решении принимают участие многочисленные государственные, общественные и частные, а также благотворительные организации, учреждения и фонды. Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в нашей стране.
Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями представляет собой комплекс мероприятий по интеграции инвалидов в общество. Под реабилитацией понимается система медицинских, психологических, профессиональных и социальных мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, нарушенных функций, трудоспособности больных и инвалидов, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества.
Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию инвалидов.
Социально-средовая ориентация инвалидов предусматривает индивидуальный подбор доступных видов общественной и семейно-бытовой деятельности.
Под социально-бытовой адаптацией понимается определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним инвалидов.
Основные задачи социальной адаптации и ресоциализации состоят в том, чтобы:
- помочь инвалиду в социокультурной адаптации на разных стадиях жизненного цикла так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность, т.е. помешать врождённому или приобретённому дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности;
- обеспечить инвалида стандартными схемами поведения и взаимодействия, позволяющими преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности; подготовить людей с ограниченными возможностями к адекватным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, используя методы, учитывающие дефект[1].
Социальные меры содействия профессиональной реабилитации обеспечиваются квотированием рабочих мест для инвалидов на предприятиях, созданием специализированных предприятий для применения труда инвалидов, системой профориентации и профобучения инвалидов, льготами для них при поступлении и во время учёбы в средних специальных и высших учебных заведениях, выплатой повышенных стипендий некоторым категориям инвалидов.
Социально-трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями предусматривает осуществление профессиональной ориентации, обучение и переобучение, то есть их подготовку и адаптацию к профессиональному труду.
Профориентация детей-инвалидов предполагает непрерывность процесса, начинающегося с игровых методик, привития навыков самообслуживания, продолжающегося в виде трудотерапии в мастерских разного профиля и завершающегося привитием навыков простых видов труда. В настоящее время в России функционируют разнообразные учреждения для медико-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Они включают диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские для развития способностей у детей-инвалидов в области ремёсел, искусства, музыки, раскрытия их личностных возможностей.
Профессиональное обучение позволяет молодым людям с ограниченными возможностями приобрести знания и практические навыки в конкурентоспособных квалифицированных профессиях. Переобучение инвалидов, имевших ранее квалифицированные профессии, но утративших возможность работать по своей специальности из-за травмы или болезни, проводится с целью возврата инвалида к квалифицированному труду в другой доступной ему профессии. При профессиональном обучении инвалидов большое значение имеет наличие трудовой установки, мотивации, интереса и склонности к избранному виду труда. Учитываются также характер течения психомоторных процессов, особенности темперамента, интеллектуально-мнестической сферы, свойства личности, эмоционально-волевой сферы и компенсаторные возможности психической деятельности.
Социальные факторы, определяющие целесообразность, профиль и способы профессионального обучения инвалидов включают наряду с возрастом и полом их предшествующее образование, семейное положение и место жительства, наличие до инвалидности основной профессии и её характер.
Для инвалидов, психика которых, как правило, ранима и уязвима, не раз потрясённых несправедливостью и бессердечностью окружающего мира, чрезвычайно важна духовная реабилитация. Чтобы обрести силу жить дальше этим людям как никому, нужна духовная опора – «нравственные референты, значимые образцы для подражания, которые задают и несут в себе идеал совершенства, становятся точкой отсчёта в определении смысла жизни, пробуждают в человеке энергию самосозидания, помогают принять жизненную судьбу как своё предназначение и призвание, данное и заданное свыше, в какой-то мере избавиться от чувства несовершенства своего «природного тела», понять своё предназначение в мире и обрести душевную гармонию»[2].
Очень важной представляется нам творческая реабилитация людей с ограниченными возможностями, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала личности, повышение уровня духовного и интеллектуального развития, укрепления здоровья. Огромный интерес представляет здесь опыт Международной общественной организации детей-инвалидов «Аленький цветочек» (г. Волгоград). Президент организации В.Н. Корчагина считает: «Безусловно, мы не можем с помощью творчества вернуть ребёнку зрение, слух, компенсировать утраченные функции, однако, развивая детей творчески, мы помогаем ему адаптироваться в обществе, переключить жизненные резервы, сконцентрировать внимание на творчестве, а не на болезни». Очень эффективным средством реабилитации являются фестивали художественного творчества инвалидов ( в московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой традиционно раз в год проводится фестиваль творчества детей-инвалидов «Я люблю этот мир»). Важность развития творческой активности людей с ограниченными возможностями подчёркивают специалисты Центра социокультурной анимации «Одухотворение»: «…человек включается в многообразие межличностных отношений и творческих занятий при благоприятной доброжелательной атмосфере и развивается в соответствии с присущими ему темпами. Происходит эмоционально-смысловое оживление внутреннего мира человека, он приобретает позитивное эмоционально-смысловое содержание. Вовлечение в сферу культуры смягчает социальное отчуждение, повышает иммунитет личности к негативным проявлениям микросреды общества. Создаётся база для личностного развития»[3].
В связи с выше изложенным нам представляется чрезвычайно важной волонтёрская деятельность общественных организаций, направленная на социальную, в том числе творческую, реабилитацию людей с ограниченными возможностями, их интеграцию в общество. Забота со стороны общественной организации о людях с отклонениями в развитии может заключаться в организации общения, концертов, творческих конкурсов и т.д. Создание для ребёнка-инвалида ситуации успеха может повлечь за собой преодоление комплекса неполноценности, повышение самооценки и интереса к жизни. Для людей, занимающихся такой благотворительной деятельностью, необходимы специальные знания, ответственность, уверенность в своих силах и желание творить добро. У участников волонтёрского движения развиваются такие социально значимые качества, как эмпатия, альтруизм, доброта, коммуникативная культура.
Современное развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет людям с ограниченными возможностями знакомиться с миром, различными странами, их культурой, великими музеями мира и музеями родного города. Это может составлять одну из программ деятельности общественной организации, которая работает с инвалидами. Специально разработанные компьютерные презентации могут способствовать расширению кругозора людей с ограниченными возможностями, их социализации, инкультурации, воспитанию.
В большинстве регионов Российской Федерации функционируют социально-реабилитационные центры для детей-инвалидов, специальные коррекционные школы, общественные организации и волонтёрские отряды. Соответственно необходим обмен опытом между ними. Огромное значение имеют научно-практические конференции по проблемам социальной адаптации инвалидов. В настоящее время издаётся множество специальной литературы по данной теме. Всё это могут использовать в своей деятельности люди, работающие с инвалидами.
Слово «инвалид» буквально переводится с латыни как недействительный, недееспособный. Но разве можно применить это слово к оглохшему Бетховену, ослепшему Баху, или офтальмологу Святославу Фёдорову, лишившемуся в молодости ноги? А сколько ещё учёных, писателей, поэтов, музыкантов, художников и общественных деятелей относятся к категории людей с ограниченными возможностями… От окружающих людей, педагогов, вожатых, сверстников в определённой степени зависит, поверит ли в себя и сделает ли первый шаг к мечте человек, волею судьбы обречённый на физическую боль и душевные страдания.
[1] Сукало А.А. Социально-культурная интеграция инвалидов в современных условиях / Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С.18
[2] Сукало А.А. Социально-культурная интеграция инвалидов в современных условиях / Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С.22.
[3] Тарасов Л.В. Социокультурная анимация молодых инвалидов: методическое пособие. – М., 2003 г. – С.31.
No comments:
Post a Comment